
Крупный бизнес начнет участвовать в профориентации для школьников. В России запускают федеральный проект, который поможет детям в выборе профессий, связанных с точными науками, особенно в сфере IT. Участие примут сотрудники Т-Банка, VK, «Яндекса», Ozon, «Авито» и «Сбера», выяснили «Известия». Они расскажут, какие именно навыки важны на конкретных позициях. Поможет ли это долгосрочно улучшить подготовку специалистов и закрыть дефицит кадров в конкретных сферах — в материале «Известий».
Как бизнес будет участвовать в профориентации для школьников
В России запускают федеральный профориентационный проект «Уроки Т», который направлен на помощь школьникам в выборе профессий, связанных с точными науками. Об этом «Известиям» рассказали в «Т-Образовании», образовательной платформе Т-Банка.
Там добавили: более 70 тыс. выпускников «Т-Образования» по всей стране смогут вернуться в свои школы, где они учились, и поделиться со старшеклассниками собственным карьерным опытом работы в крупнейших российских организациях. Выступать будут действующие сотрудники ведущих технологических компаний, в том числе Т-Банка, VK, «Яндекса», Ozon, «Авито» и «Сбера». «Уроки Т» планируют развивать и распространить его на свыше 50 млн клиентов Т-Банка.
Миссия проекта — помочь школьникам осознанно подойти к выбору карьерной траектории по техническим и инженерным специальностям на старте профессионального пути в ИТ-сфере.
Проект должен показать учащимся практическое применение школьных знаний в реальной жизни. Например, дети смогут узнать, как построить платформу, которая сэкономит компании более 200 млн рублей, как настроить эффективную систему таргетирования на базе миллиардных данных. А также как кластеризовать сообщения пользователей с помощью языковых моделей и разработать систему аналитики и сбора отчетов на основе клиентских транзакций, в том числе с инструментами ИИ.
Истории работы над масштабными проектами от представителей различных профессий в области ИТ раскроют, какие именно навыки — от глубокого знания математики и алгоритмов до владения конкретными технологиями — оказались критически важны. Это поможет в подготовке квалифицированных и мотивированных ИТ-кадров.
Проект «Уроки Т» масштабировался из корпоративной инициативы «Т-Образования», запущенной в 2023 году. Компания планирует развивать проект и распространить его на всех жителей страны.
— У школьников часто нет возможности заглянуть за кулисы будущей работы и понять, чем они будут заниматься на самом деле. Мы хотим помочь ребятам пройти этот путь как можно осознаннее и выбрать профессию, которая станет источником вдохновения, — рассказала директор «Т-Образования» Варвара Смирнова.
Среди технических направлений, связанных с ИТ, — специалисты по бизнес-анализу, искусственному интеллекту, информационной безопасности, инженеры по надежности сайта, системные и продуктовые аналитики, Python-, бэкенд-, фронтенд-, web- и мобильные разработчики и многие другие.
Какие есть проекты для помощи школьникам в выборе профессии
В стране проводят и другие масштабные проекты, которые должны помочь школьникам выбрать профессию. В конце сентября во всех регионах страны прошло всероссийское родительское собрание, посвященное этой теме. В Министерстве просвещения рассказали родителям о преимуществах профориентации для школьников, как правильно общаться с подростками и как помочь им выбрать свое профессиональное призвание.
Сегодня уже более 8,5 млн учеников 6–11-х классов охвачено единой моделью профориентации, внедренной во всех школах страны. В нее входят профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские), урочная деятельность и ряд других направлений, говорится на сайте Минпросвещения.
«Известия» направили запрос в Минпросвещения, поддерживают ли там проекты по профориентации от бизнеса.
Запуск ранней профориентации сегодня крайне важный шаг, считает доцент базовой кафедры ТПП РФ «Управление человеческими ресурсами» РЭУ им. Г.В. Плеханова Фарида Мирзабалаева. По ее словам, ранняя профориентация дает школьникам возможность осознанно выбрать профессию, сформировать необходимые компетенции и навыки с учетом потребностей экономики.
— Особенно это актуально в условиях серьезного дефицита кадров, квалификационной ямы и растущего спроса на специалистов в точных науках и IT-сфере. Сейчас школьники всё активнее проходят практику в реальном секторе, что способствует их более глубокому пониманию профессии и рынка труда. Однако роль работодателей в процессе профориентации до сих пор носила фрагментарный и непоследовательный характер. Важно усилить это взаимодействие, чтобы помочь школьникам ориентироваться в мире профессий и понимать специфику различных рынков труда, — добавила Фарида Мирзабалаева.
Сегодня дети растут в условиях быстро меняющегося рынка труда, и ранняя профориентация снижает риск случайного выбора профессии и повышает мотивацию к учебе: школьник понимает, зачем он изучает те или иные предметы и какие возможности открываются в будущем, считает международный эксперт по командному лидерству и психологической безопасности, директор центра «Фактор лидера» Ирина Просвирякова. Особенно это актуально для сфер, где требуются годы системной подготовки, например в IT и инженерии.
— На примере поступающих на факультет математики абитуриентов мы отчетливо видим, что выпускникам школ очень сложно представить себе, чем занимаются люди в наукоемких отраслях (от исследований до финтеха), поэтому ключевые в жизни решения (о выборе специальности в университете, первой работы, научного руководителя) принимают зачастую неподготовленно, что позже приводит к выгоранию, разочарованию в самом процессе обучения и в своих способностях. Представляется, что грамотно проверенная профориентация может помочь избежать таких проблем, — рассказала декан факультета математики НИУ ВШЭ, доктор физико-математических наук Александра Скрипченко.
Поможет ли ранняя профориентация в борьбе с дефицитом кадров
Важно, чтобы профориентация была не разовой акцией, а системной программой, встроенной в школьное образование, считает Ирина Просвирякова. По ее словам, такие инициативы получают поддержку Министерства просвещения и региональных органов власти. Это принципиально важно: государство задает рамку и обеспечивает инфраструктуру, без которой профориентация не станет массовой и доступной.
При этом инициатива бизнеса тоже своевременный шаг, уверена Ирина Просвирякова. Только сами работодатели могут показать детям, какие конкретные навыки востребованы и что действительно важно на рынке.
Традиционная траектория «школа – университет – работа» теряет монополию, сообщила руководитель направления образовательных программ Центра трансформации образования «Сколково» Ольга Немирович. Бизнес активно развивает программы отложенного рекрутинга, выявляя таланты уже в школах и колледжах. Во многом это может быть связано с расхождением между тем, чему учат в образовательных учреждениях, и тем, что действительно нужно бизнесу, считает эксперт.
Она добавила: компании-работодатели в попытке повлиять на процесс подготовки будущих кадров начинают взаимодействовать с образовательными организациями как можно раньше, что позволяет компаниям формировать кадровый резерв с учетом собственных потребностей.
Крупные организации, такие как «Сбер», VK и «Авито», на собственном опыте столкнулись с острой нехваткой квалифицированных кадров и понимают, что готовить их будущий резерв нужно уже сегодня, согласился гендиректор компании-разработчика «Ориент Системс» Сергей Лебедев. Ценность их участия заключается в практикоориентированности: они приносят в школы не сухую теорию, а живые кейсы, реальные задачи и понимание тех компетенций, которые будут востребованы на рынке через 5–7 лет. Это инвестиция в собственную кадровую безопасность и в стабильность всей отрасли.
При этом со стороны властей ключевой задачей видится роль интегратора: создание единой федеральной цифровой платформы, которая объединит все лучшие профориентационные программы и ресурсы от бизнеса и сделает их легкодоступными для каждой школы, добавил эксперт.